12 февраля 2011

Данилов, письма. Февраль 2011

Из последнего письма политзаключенного - ученого Валентина Данилова, отбывающего наказание в колонии строгого режима п. Громадск Уярского района. В конце 2010-го знаменитого сидельца милостиво разрешили (хлопотали члены наблюдательной комиссии края) перевезти в Красноярскую туберкулезную больницу на ул. Маерчака Красноярска:
«Результаты медицинского обследования, как я понял, показали, что фатального ухудшения здоровья и сердечно-сосудистой системы, к счастью, не произошло пока. Все в допустимых пределах, плавное, так сказать, скольжение, посадочная глиссада – не как в случае с посадкой президентского самолета Качиньского. Пытался медицинское обследование соединить с протезированием зубов. Не получилось. По правилам ГУФСИН, каждый визит должен иметь определенную цель. А с проблемой зубов посоветовали через пару-тройку месяцев после того, как местный стоматолог в ИК-16 удалит те зубы, которые мешают процессу. Если учесть, что стоматолог в ИК-16 принимает четыре часа в неделю, а с зубами у контингента просто беда, то я понял такую рекомендацию как вежливый отказ. Привыкаю жить без зубов – как хищник, с одними клыками».

По словам дочери Валентина, которая навестила его в застенках, он очень исхудал. Ему удалили почти все зубы, и он не мог есть обычную для з/к пищу. Но когда родственники попытались передать в санкционированной посылке баночки с детским питанием, им отказали. Логика отказа непонятна нормальному человеку. Нельзя же всерьез полагать, что в перетертом пюре тюремщики усмотрели возможность записочки?.. впрочем, принцип пеницитарной системы заключается в жестоком отношении к заключенным без всякой логики.
Глядя из окна на тюремный двор, кандидат наук заметил: «Зимой территория больницы регулярно очищается от снега, который отправляют в снеготопку, где он растапливается с соответствующими затратами тепловой энергии, а полученная вода сливается в канализацию. А что если этот снег не растапливать, а спрессовать до плотности льда и сохранить под навесом до лета? В жаркие дни, растапливая этот лед в воде, которая циркулирует в системе охлаждения воздуха в помещениях, можно получить холод, причем практически без затрат электроэнергии. В отличие от кондиционера, где электроэнергия необходима для привода компрессора и двух вентиляторов, в этом ледяном охладителе энергия расходуется на привод водяного насоса и одного вентилятора. Таким образом, такая система кондиционирования в разы дешевле стандартных. Я уж не говорю об экологичности… Я сделал грубую оценку необходимого количества льда на одну комнату, - вполне приемлемо… Кто знает, если в России, а особенно в Сибири, всерьез озаботятся экологией, то уборка улиц в городах от снега превратится из затратной процедуры в процесс запасания холода для последующего использования в редкие жаркие дни».

***
Данилов высказал еще ряд идей в области жилкомхоза. А я с сожалением подумала: они могут быть реализованы лишь при одном условии - если сам физик этим по освобождении и займется. Он никого не увлечет своими мыслями, потому что дело в стране давно превратилось в разговор о деле (тем более, когда речь идет о жилкомхозе). Когда я говорю «давно», то вспоминаю Чехова и его любимых героев.
Чехов умер не от чахотки. Он умер от тоски. Врач распознал характер русского человека, поставил диагноз, а когда дошло до рецепта, понял, что болезнь неизлечима, и угас.
Любимое занятие русского человека – поговорить о деле. Любимое слово – завтра. Единственный грех, в котором он периодически кается, - лень. Эта тема звучит почти в каждом шедевре Чехова. Я прочла его в юности, целым собранием сочинений, но прониклась уважением только сейчас, когда вдруг пересмотрела экранизации и некоторые спектакли. Точь-в-точь про нас, сегодняшних.
Что меня удручает, так это всеобщая болтовня о прекрасном будущем под неспешное латание дырявых носков. Носки – пролетарские, дедовы. И другого наследства у нас нет. Хотя красивые особняки, выстроенные купцами на века, еще кое-где, по зауглам щеголяют то каменной кладкой, то искусной резьбой, но для нас они совершенно не имеют цены. Нельзя воспринимать как наследие то, что когда-то насильно отнял. Не будешь с уважением относиться к тому, чего не наживал. Как пришло, так и ушло, - психология разбойников. Наши деды, ворвавшись в Зимний дворец, нас…ли в старинные вазы. Мы - достойные их наследники. Отсюда – и отношение к старине детей пролетариев: и нынешней светской власти, и обывателя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...