06 февраля 2011

О массовом сознании


«Никогда не посещайте город Ачинск, - писал с полгода назад в одном из американских изданий путешественник из США, которого невесть каким ветром занесло в Сибирь. - Я выкашливаю Ачинск из своих легких до сих пор». Помню, как мы смеялись над этим опусом. Теперь же я вполне серьезна.
Я узнала Ачинск получше. Дело здесь не в воздухе: он чище, чем в Красноярске, потому что здесь всего два промгиганта: НПЗ и АГК, а авто на магистралях так мало, что никогда не бывает пробок (!). Гораздо больше меня поразили вода и местные нравы. Вода пузырится, как минеральная, когда варишь, к примеру, кофе. А чайник моментально обрастает внутри таким слоем желтого налета, что берет оторопь. Судя по тому, что в магазинах популярны фильтры для воды, такая вода течет во всем городе и считается нормой.
Нравы – такие же, с пузырями, пеной и накипью. Время остановилось в этом городе. В конце 80-х прошлого века, когда страна пришла в движение, в Ачинске образовалась адская воронка, которая поглотила город, не дала ему сдвинуться с места. На вопрос «чем вы сейчас занимаетесь» вдова одного здешнего писателя ответила: «Я простой СОВЕТСКИЙ инженер». Будто не было перестройки, мучительного перерождения, перехода из одной формации в другую, Ельцина на танке, наконец. Масса людей ощущает себя именно так - гражданами государства, которого нет. Думает и действует сообразно: «Нам должны». Общая масса настолько безграмотна и живет таким дрязгом, что приходишь в ужас с порога. Если вы зададите вопрос «какой спектакль вы мне советуете посмотреть в Ачинской драме» даме с высшим образованием, то, скорее всего, услышите, что сама она никогда не была в театре, но ее сестра однажды была и даже плакала, хотя характер у этой сестры ой-ой-ой; сестра занимает квартиру в пятом микрорайоне, муж ее бросил, и правильно сделал, потому что у нее бывают запои, поэтому у сына в школе проблемы, а собачка, которую они взяли на днях... И т.д., и т.п. Единственная метка о бывшей когда-то перестройке в Ачинске – это бартер. То ли деньги здесь испаряются, то ли их где-то прессуют, но все почему-то стараются расплатиться за услуги товарами, и наоборот…
К счастью, везде есть люди. Эта мысль, если не ошибаюсь, принадлежит Федору Достоевскому в его каторжанский период. Мне встретился дед-краевед, который умирает от неизлечимой болезни, не опуская головы; главреж драмтеатра с двумя столичными образованиями, который не ноет, а пытается что-то делать с тем "материалом", который есть; депутат горсовета, который искренне любит собак. Пока это исчерпывающий список. Тем не менее…

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...