13 апреля 2012

Хроника одного убийства


Контора Кузнецова (пр. Мира, 24) третий год пустует, забранная кривым забором. Из таблички на оном можно узнать, что а) здесь идут реставрационные работы; б) их заказчик – Министерство культуры края и в) подрядчик – ООО «Золотое сечение». О том, как идет реставрация, мне рассказали жители близлежащих домов (составляющих, к слову, некогда богатое подворье купцов Кузнецовых).
- Разобрать-то его быстро разобрали: распилили полы листвяжные, те еще, толстенные, - вытащили, увезли… на дачу кому-нибудь, я так думаю. У нас дверь из лиственницы начала того века – ее хрен выбьешь, - делится наблюдениями 58-летняя Людмила Соколовская. – Потом всю зиму копали вглубь – столько «камазов» земли вывезли! По осени крышу сляпали, - насколько помню, этих «архитектурных излишеств» на здании не было. От дома осталась одна скорлупа. Стена завалилась. И как он зиму пережил?..
В 2010-м разрушение исторического здания, по словам очевидцев, начиналось красиво: рабочие в униформе, частное охранное предприятие на воротах… В 2011-м, когда дошло до восстановления, подрядчик поскучнел: «рабочие меняются как перчатки; одно время нерусские были, потом и их не стало. Бригада придет – поколотит что-то день - и нет их неделю. Эта фирма еще двухэтажку на Мира, 14 ремонтирует. Так рабочих отсюда туда и гоняют».


***
Зампредседателя ЗС края Клешко, замруководителя управления капстроительства (нынешний заказчик реставрации) Можайцев, замдиректора ООО «Золотое сечение» Молчанов заявили: реставрационные работы на объекте ведутся. Но насладиться их ходом (ценой только в 2012 году 47 миллионов бюджетных рублей), увы, не удалось. Забор вокруг памятника XIX века крепко задраен изнутри. На стук строение отвечает угрюмым молчанием. И только полиэтилен на окошке выдает потустороннюю жизнь в виде слабого огонька. В заборную щелочку я разглядела: горем убитый фасад, новую дверь из металла, которая вгрызлась в старые деревянные кости; облупленные рамы, затянутые пленкой вместо стекла; гору свеженаструганных досок - видимо, замена купеческой лиственнице….
Говорят, вместо ЧОПа разоренное родовое гнездо теперь стережет парнишка. Сидит при лучине и без воды. Жидкость на чай просит в соседях. Открывает дверь только своим, по предварительному звонку… На мою просьбу провести экскурсию по объекту замдиректора «Золотого сечения» отмахивается: «Мы никого посторонних не пускаем. Это же не проходной двор. Это объект повышенной опасности».
С последним утверждением трудно поспорить. Едва объект культурного наследия в Красноярске с подачи госслужащих попадает в «добрые руки», как становится жутким долгостроем, страницей в летописи скандалов. Примеры – у всех на слуху и виду:
- дом Яковлева (пр. Мира, 14) - частная собственность; более пяти лет назад выселены жильцы; проекта реставрации нет; руины выставлены на продажу за 90 млн. рублей;
- усадьба Тропина (ул. Маркса, 96а) - собственность края; в разное время краевым бюджетом профинансированы два проекта реставрации; ни один не воплощен; в «графских развалинах» обосновались бомжи и крысы.
- Архиерейский дом (ул. Горького, 27) - передан РПЦ; до 1985-го идеально сохранился; после «работы» ОАО «Реставрация» от объекта остались стены, балки и черепки камина. Снова тендер, снова миллионы бюджетных рублей, новый подрядчик – ООО «Золотое сечение» и – выявленные прокуратурой нарушения.

***
По информации старшего помощника прокурора края Ольги Волобуевой, ООО получило госзаказы на ремонт архиерейского дома и конторы Кузнецова, предоставив недостоверные сведения о якобы 12-летней практике в области реставрации. Для работы на этих объектах подрядчиком нанимались неквалифицированные рабочие (вряд ли разумеющие, чем реставрация отличается от халтурки). При этом технический надзор за деятельностью «спецов» со стороны государства фактически не осуществлялся. В 2011-м выводы прокуратуры вылились в административные дела (и штрафы) в отношении подрядчика и чиновников Госзаказа. Госслужащие Минкульта отделались дисциплинарными взысканиями. Два уголовных дела по факту повреждения памятников старины возбуждены и расследуются городским отделом МВД. Правда, штрафы «Золотое сечение» оспаривает в суде, а об уголовных делах даже не слышало…
Несмотря на нарушения закона, «драгоценное» общество (кстати, «Золотых сечений», как выяснилось, два под руководством одного лица) остается реставратором трех красноярских раритетов (помимо упомянутых - торговые ряды Гадалова (пр. Мира, 90). По словам замруководителя УКСа Вениамина Можайцева, «у нас нет оснований разрывать с ними договор». Факт, что и в архиерейском доме, и в купеческой конторе (которые, по контракту, должны были ожить в декабре 2011-го) конь не валялся, распорядителей бюджетных средств, похоже, не смущает. Любому неделанью найдутся объективные оправдания!

***
Вокруг двухэтажной конторы пятый год не утихает золотая лихорадка. В 2008-м объявлен конкурс на разработку проекта реставрации дома (начальная цена – 1,4 миллиона рублей). В 2009-м хорошенький проект «Дома искусств» на Мира, 24 разработан и презентован Красноярским филиалом ОАО «Сибирский институт «Сибспецпроектреставрация». В 2011-м (лиственный пол уже распилен и вывезен) оказывается, что здание недообследовано, хлопот с ним предстоит больше (а следовательно, и средств понадобится), чем закреплено контрактом. В этот момент на голову одного кабинетного ньютона падает яблоко, и он традиционно кричит: «Эврика! А давайте вместо Дома искусств откроем там Дом семейных обрядов!» Прожект поддерживается, документация корректируется (снова бюджетные деньги!) и отправляется на утверждение Главгосэкспертизы (где по сей день находится). Тут выясняется, что мест для парковки машин новобрачных нет – контора густо облеплена жилыми строениями (возле одного из них – выгребная яма). Угол, чтобы распить шампанское за новобрачных, найдется. Но занести невесту в Дом семейных обрядов, не споткнувшись о порог соседей, положительно невозможно. Дабы реанимированный старичок «заиграл», находится «ландшафтное решение»: снести элемент кузнецовского подворья рядом.
Идут годы. Рождаются и перекраиваются прожекты. Утекают бюджетные миллионы. Меняются лица госохранников. А памятники XIX века - умирают. От стыда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...