19 марта 2013

Дюла-тур хочет ввести цензуру в интернете

Речка Квай. Скоро наступит кромешная тьма,
наша лодка разобьется, и мы пойдем ко дну.
На днях ООО "ТА "Дюла-Тур" обратилось к администратору форума Винского с претензией. (Форум Винского - интернет-площадка для путешествующих своим ходом.) Красноярский туроператор выразил недовольство тем, что сайт содержит обстоятельный рассказ ("Утонуть вместе с "Дюлой") и обсуждение сообщества нашего давнего ЧП в Таиланде, куда мы попали по путевке "Дюлы". Тогда, в 2008-м, мы с гражданином мужем едва не погибли на речке Квай - во время экскурсии, купленной у представителя "Дюлы" в Таиланде. (Если коротко - лодка разбилась и затонула, наши вещи ушли на дно, туда же пошли и мы, не умея плавать; спаслись чудом). 
По приезде на Родину мы, разумеется, обратились в суд. Хотя нет, сначала с претензией  к собственнику компании г-ну Демидову (экс-вице-президент банкрота "Эйр-Юнион", депутат ЗС, глава представительства "Норникеля" в Красноярском крае, член ПЖиВ). Мы полагали, что виновники "приключения" возместят материальный, моральный и физический (я повредила руку) ущерб добровольно. Ответ был примерно таким: сами идиоты, "Дюла" не при делах.
 
Обсуждение на форуме Винского, как и наши прения в судах, были эмоциональными и познавательными. Мы выиграли процесс против "Дюлы" в мировом суде и проиграли - в районном, куда обиженный туроператор обратился с апелляционной жалобой. В надзорной жалобе нам отказали, и мы остались ни с чем, если не считать неизгладимых впечатлений... 
Мы не забыли эту историю (шок не забывается), но получили отличный урок (никогда не иметь дел с туркомпаниями) и мстить нечистоплотным дельцам не собирались. Однако спустя пятилетку эти ушлые ребятки себя проявили: потребовали удалить с интернет-площадки тему ЧП и комментарии пользователей как порочащие их "деловую репутацию". 
Чего эти "ранимые" добились? Тему не только не вычистили - ее снова открыли для комментариев, попросив нас рассказать конец драмы. Это вызвало свежий прилив интереса туристов...
По-моему, очевидно: именно такие "дельцы" хлопочут сейчас, и активно, за введение цензуры в виртуальном пространстве на законодательном уровне. От этих господ за версту разит "удобрениями", но вместо того чтобы вымыться, они мастерят скотч для свободных ртов.   
Впрочем, репутация - не штаны: однажды подмочишь - не вычистишь... Найду-ка я свою старенькую статейку, написанную о тайской драме, и выложу здесь. Вдруг кому-то будет полезной?

СТРАШНАЯ ДОРОГА С "ДЮЛОЙ"
(МН, №3 2008 г.)

Двухдневная экскурсия на реку Квай ($140 с человека) была единственной нашей экскурсией, купленной у туркомпании.
До сих пор мы знакомились со сногсшибательно красивым Таиландом самостоятельно: с помощью карты, сведений из Интернета, небольшого набора английских слов и огромного - жестов. Уверяю: это лучший способ отдыха. Так мы посетили Бангкок, встретили Новый год на острове Чанг, пешком или на мини-басе обследовали мекку туристов - г. Паттайя.
На Квай в числе трех десятков русских туристов отправились рано утром. Часов пять дремали в автобусе. Время от времени сон прерывал голос гида Валерии, сообщавшей благоглупости типа "сигары делают прямо из целых листьев!" или "слоненок всегда ходит рядом с мамой-слонихой!". (Есть ли у слоненка выбор, мы увидели на слоновьем шоу: малыш намертво прикован к слонихе цепью.) Отсутствие информации барышня с лихвой компенсировала коммерческими предложениями: "А сейчас мы остановимся, и вы сможете что-нибудь приобрести"...
Часа три проторчав на жаре в очереди, мы сделали круг на спинах вконец измученных слонов. Добежали до автобусов, скромно поужинали в местечке Канчанабури и стали спешно рассаживаться по моторкам (солнце уже садилось). Впереди нас ждали романтический ужин и ночевка в плавучем отеле - при свете керосиновых ламп. Валерия и тайский гид Кай (сонм улыбок и пара фраз на ломаном русском в запасе) сортировали туристов по лодкам на ать-два, игнорируя, как я теперь понимаю, элементарные правила безопасности. 
Ни инструктажа на случай ЧС, ни команды надеть спасжилеты перед отплытием, ни  русскоговорящего инструктора на борту - ничего этого не было. А было начало седьмого вечера. Мы, восемь сибиряков, неслись на бешеной скорости по извивающейся реке в кромешной тьме, ибо на лодке, управляемой тайцем, не имелось даже слабенького фонаря.
***
- Сколько времени? 
- Скоро приедем, - говорит Леша, глянув на часы: 18.50. 
Через пару минут - страшный удар. Моторка резко останавливается, и мы валимся с мест. Оглядываемся вокруг - видны какие-то обломки... (Позже выяснилось: рыбацкая лодка, в которую мы врезались на полном ходу, разбилась вдребезги. Наутро из речки. по словам русских туристов, выловили тело какого-то тайца. Был ли это рыбак с разбившегося суденышка, не знаю.) Лодка стремительно заполняется водой. Кто-то из группы кричит: "Надевайте жилеты!" Расхватываем из-под обломков спассредства и едва успеваем накинуть на плечи, как посудина вместе с нашими вещами уходит на дно. 
Бросаюсь в узенький проем между бортом и небом, захлебываясь, разгребаю над головой обломки, путаюсь в каких-то пакетах, кое-как выпрыгиваю:
- Леша, что это? где ты? - не верю в случившееся. Ни я, ни он не умеем плавать. 
Головы, как поплавки, дергаются над черной водой. Одной рукой мы с мужем цепляемся друг за друга, другой - держим жилеты, которые бурное течение норовит с нас сорвать. Недалеко барахтаются, цепляясь за какие-то обломки, две девушки из нашей компании. Еще четверых не видно и не слышно... Подбадриваем друг друга как можем, пока течение не разбрасывает, не уносит нас в стороны. 
- Как вас зовут?! - кричу вслед исчезающей туристке.
- Оляаа! - и полнейшая тишина.
Попадаю в водоворот, меня крутит, куда-то несет - вижу, как надвигаются черные тени. Заросли? "Боже, меня ж там никогда не найдут!" Вижу тонкую ветку над головой, собираюсь с силами и выпрыгиваю - хватаюсь за нить. Ветка обламывается. Я захлебываюсь...
Все эти книжные вещи (когда перед мысленным взором человека, который уходит, вмиг проносится вся его жизнь) меня минуют. Я не собираюсь умирать. А когда две пушистые морды - белые кошки, ждущие нас в красноярской квартире - вдруг отчетливо, стоп-кадром возникают в памяти, я ахаю: "Да как же это?!" И отчаянно, из последних сил хватаюсь за ветку. "Соломинка" трещит, но выдерживает. Я не знаю, сколько времени я, не шелохнувшись, на ней подвисаю, частично омываемая речкой Квай. Мне кажется - очень долго. Я успеваю прочесть "Отче наш" не один раз, когда слышу шум мотора. Непрерывно, как заведенная кукла, кричу: "Помогите!" - до тех пор, пока меня, мокрую грушу, не переваливают через борт. Спасена! Но где Леша?.. Позже мы подбираем его,  дрейфующего на куске пенопласта... 
Нас, четверых "утопленников", спасли друзья по несчастью: Александр Азарников и Вячеслав Кулик из Назарова. Они с женами самостоятельно доплыли до берега, перехватили какую-то "левую", плывущую мимо лодку и бросились во тьму на наши поиски. Когда мы, мокрые, дрожащие, насмерть испуганные, наконец выбираемся на настил плавучего отеля, нас встречает безмятежная улыбка гида Валерии: "Ой, где это вас так искупали?" Не буду воспроизводить наш ответ... Гид Кай, непрерывно кланяясь и улыбаясь, выдает нам новые майки с логотипом речки Квай - видимо, на память об этом незабываемом аттракционе. Фото- и видеокамеры, сотовые телефоны, кошельки с деньгами - неполный перечень того, что безвозвратно ушло на дно. 
***
Гид отказывается подписываться под наспех составленным заявлением о ЧП: "Я этого не видела". Впрочем, принимающей стороне не чуждо сострадание: нам наливают по стаканчику водки и выдают пачку сигарет на компанию. Жидкость не веселит: босые, полуголые, мы пьем не пьянея. Трясет так, что кажется: начинает вибрировать плот, на котором стоит деревянный сарайчик-отель. "Сейчас вас доставят в госпиталь, а потом в первоклассный отель с горячим душем", - щебечет гид-соотечественница. Назаровцы решают остаться в этом отеле. Остальные с разными травмами садятся в авто. Нас сопровождает гид, но толку от барышни мало. И когда мы оказываемся в пустой больничке, натыкаемся на глухой языковой барьер. Две медсестры разумеют только на тайском. К счастью, водитель такси мало-мало знает английский и берет на себя роль переводчика. Медсестра делает рентген, заглядывая в инструкцию. На пороге появляется парень лет 25, в футболке и джинсах. "Вы доктор?" - слегка удивляемся по-английски. В ответ ни гуг-гу. Водила переводит вопрос на тайский, и мы получаем кивок головой: доктор.
Врач мельком, с расстояния пары метров глядит на мою руку, которая пухнет на глазах, и пишет справку. Сестричка разрисовывает конечность анальгетиком и заматывает эластичным бинтом. (Через пару дней к ушибу добавляется ожог: привет от чудо-лекарей.) С формальностями покончено, и нас увозят в "первоклассный" отель: ряд брезентовых палаток на берегу "родной" речки Квай. В "номерах" сыро и холодно, под прохладный душ за занавесочкой никто лезть не решается. Наши требования предоставить нормальную гостиницу и встречу с г-н Демидовым (президентом группы компаний "Дюла" и депутатом ЗС Красноярского края) растворяются в ночи вместе с гидом, которого мы больше не увидим. (Позже, в Красноярске, мы узнаем: во время наших мытарств Демидов с супругой тоже находился в Таиланде. Но извиниться перед туристами и налогоплательщиками, которые его кормят, не пожелал. Оне отдыхали.)
***
Через день, отойдя от шока, решаем оставить заявление о происшествии в полицейском участке Паттайи. 
Трехэтажное здание. Просторное, чистое помещение. Несколько "клиентов" в мягких креслах ждут своей очереди к конторке полицейского, поглядывая на ТВ-экран под потолком. Оператор в форме, принимающий экстренные звонки, безмятежно следит за футбольным матчем на своем телевизоре. Тишина и покой. Не слышно и мухи. С помощью переводчика беседуем с волонтерами - гражданами США и Англии, которые - как они говорят - безвозмездно помогают тайской полиции. У американца Бори Морщинского, как он считает, - русские корни. Папа родом из Ровно, мама - из Южной Африки. Сам он родился в Лос-Анжелесе. По его словам, русские в участке - частые гости. В основном, разбиваются на мотобайках или дебоширят, отказываясь платить по счету в кафе. Их не арестовывают: дают протрезветь и отпускают наутро с Богом. 
Бори заверяет: полицейские знают все, что происходит. Такое происшествие не могло остаться незамеченным. После нескольких звонков коллегам в Канчанабури констатирует: ЧП не зарегистрировано. Ссылаясь на закон, советует нам отправиться туда, где мы чуть не утонули, чтобы сделать там заявление. Спасибо, не надо.
Тем временем назаровцы разыскивают партнера "Дюлы" - компанию, на которую красноярские гиды бесконечно ссылаются как на организатора нашей экскурсии. Выясняют перспективы возмещения материального и морального ущерба у директора - некоего доктора Гарри. (В посольстве РФ в Королевстве Таиланд навели справки об этом "докторе": лет 15 назад эмигрировал из России, человек без гражданства, в Таиланде имеет только вид на работу.) "Он сообщил, что его фирма и красноярская "Дюла" связаны деловым контрактом, но отказался показать документ, ссылаясь на коммерческую тайну, - поделились назаровцы результатами переговоров. - Позиция у человека такая: "Ну случилось и случилось. Факт не зарегистрирован. Какие претензии, ребята?.."

2 комментария:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...