29 сентября 2014

Виктор Теплицкий: "Я думаю, Господь сейчас плачет, глядя на нас"

В борьбе идей гибнут люди. А их кровь, как правило, перетекает из кармана в карман. Это заметил Станислав Ежи Лец, польский мыслитель, переживший концлагерь. Времена сейчас, конечно, не фашистские, - масштаб катастрофы не тот, но местами сильно на них смахивают. Ветер дует в ту сторону.
Русско-украинский конфликт - где смерть людей конвертируется в валюту -  всяк обыватель переживает по-своему. Кто бьется в патриотическом родимчике, кто сгорает от бессильного стыда за Россию, гражданином которой является. Мало кто оказался над схваткой.
Силен дьявол. На украинской земле славяне убивают славян; православные мочат единоверцев; граждане - бывших сограждан. Что думают об этом дьявольском пире наиболее прямодушные, совестливые батюшки? Красноярский священник отец Виктор Теплицкий - о том, как прекратить войну.

- Отец Виктор, что вы думаете о нынешнем состоянии общества, ввязанного в войну с Украиной?
- Одна женщина помогала раненым ребятам. И на нее украинский хлопец наставил автомат: «Скажи «Слава Украине». «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу», - она говорит. «Наверное, мать, ты права», - ответил хлопец. Православные бьют друг друга. Этот лагерь, тот лагерь… А давайте спросим: за кого Христос? Пускай каждый – генерал, солдат - себя об этом спросит. Христианство проявляется в любви к врагам. Как можно жаждать войны, если ты любишь человека?
- А с кем сейчас Христос?
- Да ни с кем! Христос, мне кажется, смотрит на нас сейчас, и из его глаз льются слезы: дети мои, что вы делаете?.. Мы славяне, из одной языковой группы, у нас одна вера. И вдруг нас – раз, и разделили: это враг. Да враги-то внутри нас живут! Когда человек бьется внутри себя со своими страстями, бесами, ему некогда заниматься чужой душой. А когда внутри нет этой борьбы, энергию выплескивают на борьбу с внешними врагами. А внешних врагов можно всегда найти.
- А вы на чьей стороне?
- Мне горько и больно, что народ разделили, и мы стали врагами. Моя душа с этим не соглашается. Правда земная - она непрочная, ее можно под себя подстелить, написать, вставить. А я не историк, не могу знать, где корни конфликта. Зато знаю, как хорошо работает идеологическая машина. Помню, в старших классах мы ушли на каникулы, а когда вернулись осенью, учительница истории говорит: «Все, чему я вас учила, - неправда. Был XXVII съезд партии, Горбачев, перестройка, и все поменялось». Я думаю: «Нормально. Вы нас спрашивали, вы нам оценки ставили, а теперь оказывается - все не так». А потом пошли цинковые гробы. А потом стала открываться вся правда или лжеправда. В общем, я понял, что меня обманули. Я не верю никому – ни тому, ни другому. Я зашел в интернет – там информационная война. У меня голова заболела. Мне это не надо. Зачем? Я пришел к больному, помог ему – это моя «война». Надо туда, где конфликт, нести мир. Чтоб люди поняли: человек, который убивает другого, он себя убивает.
- Но незаметно усилий церкви для восстановления мира на Украине.
- Почему? Молитва значит подчас больше, чем слово. Мы на каждой литургии, с благословения патриарха Кирилла, молимся о прекращении войны на Украине, о том, чтобы сродники примирились, чтобы перестала литься кровь. На каждой литургии в каждом храме у престола звучит молитва.
- Но пока, получается, Господь не слышит?
- Бог - это солнце, которое всегда светит. А мы, наша душа, мир вообще напоминаем дом, в котором ставни закрыты. Мы щелочки маленькие сделали и бродим во тьме - лбами бьемся, налетаем на острые углы, вытираем кровь, но ставни не открываем. Бог постоянен и вечен. Надо ставни открыть, чтоб свет-то хлынул, и мы все как есть увидели. Но только ставни эти на очень тяжелых пружинах. Ты их открываешь, а они – хлоп! Ты их туда – а они обратно. Но в этом и есть смысл: все время держать ставни своего сердца открытыми. И тогда твое сердце согреется, и тогда ты привыкнешь к свету. А сейчас люди живут как кроты. Норы-то прорыли и бегают в темноте, друга друга покусывают, себе лучшие зернышки отгребают. Зачем выходить на свет, - там холодный ветер! А у меня квартирка маленькая, евроремонтик сделал, сижу на кредитах, - мне хорошо и удобно. Еще и сверху говорят – это, парень, твой враг.
- Как вы думаете, когда нравственность была выше – при жизни Христа или сейчас? Мне интересно, далеко ли человечество продвинулись с тех времен?
- Я думаю, мы в более выигрышном положении. До Христа у людей не было выбора. Не было надежды. Самое главное в христианстве – это «Христос воскрес». Смерти нет. Люди, которые друг друга убивают, этого не поняли.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...