21 января 2015

Успенский. 40 дней

Успенский ушел неожиданно, не прощаясь. И вызвал шок. Но категориями "слишком рано" или "мог бы еще" - мыслят те, кто остался. А писатель всегда, как мне кажется, уходит в срок - когда сделал то, что мог и что должен был. Миссия закончена. Никто не мешает его почитателям продолжать в том же духе. 
Слово «был» оставшимся обычно не по нутру. Но разве «не был» - лучше? Вычеркните из нравственного пространства Астафьева, Солнцева, Успенского, - каждый из них пролил на мир столько света, сколько сумел, - и с чем мы останемся? Что это будет за мир?.. Думаю, лучшее, что мы можем сделать, - это благодарить Создателя, что люди эти были. Своим личным примером они дали нам шанс. А воспользуемся мы или нет, теперь уже наше дело. 
И все-таки есть момент, который меня беспокоит. Почему-то в этой стране добрым, честным людям – а Успенский таким и был - трудно, порой почти невозможно живется. Почему-то добро разрозненно и одиноко. Почему-то если писатель, то он выходит один против своих антиподов, которых тьмы и которые мигом сбиваются в стаи. 
Раньше я думала, что мы живем в подлое время, не повезло. Но это не так. Подлости хватало в любую эпоху при любом правлении. Наше время - это время воинствующей серости. Время «грядущего хама» по Мережковскому. Время людей, которые не знают и знать не хотят. Поэтому на кострах теперь сжигают не книги, а тех, кто их пишет.
Фото

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...