Афиша 2016-го. |
Помню, что мама с папой Марии Бенюмовой пришли в расстройство от того, что у нас с ней получилось. Дескать, акула пера воспользовалась неопытностью их дочери... Беззастенчиво переписали интервью, заменив все живое, забавное заунывными, трескучими фразами о высокой любви к искусству, о силе музыки в жизни семьи Бенюмовых. И потребовали это опубликовать. Газета, разумеется, отказалась. Интервью не вышло.
И вот через 11 лет чищу компьютер, избавляюсь от хлама, натыкаюсь на тот наш диалог с Марией - ныне приглашенным дирижером Красноярского камерного оркестра. И вижу: интересно! Осенью я сама впервые "поцеловалась" с Германией. Роман был скоротечным, дней шесть, но просто-таки не могу забыть. И мне теперь вообще все интересно, что касается этой штучной страны.
Так что... Да простят меня уважаемые Бенюмовы, но я публикую интервью с милой Марией - в надежде, что они его не прочтут, а мой верный читатель получит информацию и удовольствие.
"В Германии слишком много демократии"
- После девятого
класса мама сказала мне: "Колледж - это хорошо, близко к дому, и здание красивое.
Туда ты и пойдешь", - делает Мария экскурс. - Мне было все равно: педагогический
колледж или музыкальное училище. Я ничего не понимала, мне было 14 лет.
- А третьего
не было дано? Может, вы сами хотели, например, в физкультурный техникум?
- Я хотела
заниматься либо психологией, либо юриспруденцией тогда. В четвертом классе чуть
не бросила музыкальную школу. А потом… Когда представила, что в моей жизни
будет отсутствовать сцена в любом ее проявлении, то подумала: это невозможно!
Мне хотелось быть на сцене. Это очень эмоциональный мир. В Германии мне проще
жить, чем русским, которые занимаются компьютерами или германистикой. Потому что
музыка – это объединяющий язык абсолютно всех людей. Я нахожу единомышленников
через эту тропинку.
- И как вас
встретила Германия?
- Я поступила
в Эссенскую консерваторию. В Дортмунде – в получасе езды на поезде от Эссена -
живет мой дедушка, который три года назад овдовел. Он очень тоскует, и мы
решили, что я смогу ему помочь, составлю компанию, как-то позабочусь о нем. Он
уехал в Германию лет 18 назад, я его и не знала.
- Так что ваша
встреча была трогательной?
- Да. Но и очень
сложной. Дедушке был 81 год, и он ждал, что приедет девушка, которая будет за
ним ухаживать. А я приехала в Европу учиться. Десять дней поступления пропадала
в консерватории. Естественно, дедушка с его историями отошел даже не на задний
план, а просто отошел. Я не смогла помочь в его проблеме одиночества: человек,
которого ты никогда не знал, не может стать вдруг родным. Через три месяца я
сказала, что ухожу в общежитие.
Кризис
по-немецки
- Уже тогда
знали, что поступили?
- Да. 1
февраля приехала в Германию, 10-го сдала экзамены, а 27 февраля, на мое
20-летие, позвонил профессор и сказал, что я поступила. У меня было почти два
месяца до начала семестра, но я не хотела возвращаться в Россию. Чтобы
подтянуть язык, посетила еще одни курсы немецкого. Там это стоит огромных
денег, хоть я и нашла самые дешевые. В группе были турки, арабы, из России
четыре человека, с Украины.
- Вы общались
с россиянами?
- Почти нет. Они
приехали на ПМЖ, а это совсем другое мировоззрение, другие глаза и осанка.
Уровень жизни у всех неплохой: машины и так далее. Но русские, на мой взгляд,
странно ведут себя там. Искра в глазах, теплота душевная вдруг начинают куда-то
пропадать. Это люди с огромным количеством проблем. Немногие могут через них
перешагнуть, развиваться и чувствовать себя как дома. Знаете, если с тобой обращаются
как с человеком второго сорта, это проблема не государства, в которое ты приехал,
- это твоя проблема. Если ты хочешь интегрироваться и получить от страны все
самое лучшее, к тебе совсем другое отношение. Я встретила большое количество
немцев, которые для меня – я даже не просила – сделали очень много. Мы получаем
то, о чем мы думаем. Моя музыка, если я сконцентрирована и знаю партитуру,
звучит так, как я хочу. Но, если я пришла на работу уставшая и только делаю
вид, что активна, -хор умирает со скуки. Выход в том, чтоб начать с себя, если
что-то не получается.
- Как немцы
относятся к русским?
- В Германии
очень сложная ситуация, кризис. Крупные компании открывают в Китае, где оплата
рабочей силы равна нулю, свои филиалы. Привозят обратно товар и продают. Прибыль
такая - хоть лопатой греби. "Мерседес" закрыл свой завод в Германии, а это
девять тысяч рабочих мест. У них растет безработица. И тут приезжают какие-то
русские, которые говорят: "Нам должны". Это действует немцам на нервы. Но они
сами виноваты: вырастили целое поколение лодырей, которым палец о палец не надо
было ударить, чтобы все иметь. Когда там задерживают транспорт на две минуты, немцы
закатывают истерику. Я говорю: "Ребят, в России стоишь на остановке при минус
20-ти, придет автобус – хорошо, нет – улыбаешься и разговариваешь".
- Понимают
вас ребята-то?
- Слушают,
открыв рот. Немцу в это невозможно поверить. Для них удобства – неотъемлемая
часть жизни. Вообще, работающие немцы все время на что-то жалуются. Когда-то Германия
запрыгнула на такую высоту, и сейчас немцы не могут смириться с тем, что что-то
теряют… Мой дедушка ничего не вложил в это государство, но он может позволить
себе нормально жить, получая ежемесячное пособие, имея квартиру, которую
оплачивает государство. И таких людей все больше и больше. И немцы уже не знают,
куда от них деться.
- Мы отбираем
хлеб у немцев?
- Если
сказать: русские, давайте назад в Россию, болгары – в свою Болгарию, поляки - в
Польшу, то немцам придется туго. Они живут за счет иностранцев. К тому же в
Германии очень низкая рождаемость. Один ребенок в семье - сродни героизму. Они
ненавидят турков сейчас. Но сами когда-то их выписали. Поскольку одна турецкая
женщина рожает 5-6 детей, через 20 лет образовались целые кланы, у которых
свои рынки, язык, культура. Живут себе и живут, повышая рождаемость в стране. Их
такое количество, что, если они восстанут, ущерб Германии нанесут невосполнимый.
Кельн, Дюссельдорф, Эссен, Дортмунд – в этих городах с трудом найдешь немца.
"Это очень бюрократичная страна"
- В Мюнхенской
консерватории вы одна из России?
- Русские
есть, но их удивительно мало по сравнению с Эссеном. Я думаю, оттого, что
Мюнхен считается одним из самых дорогих городов Германии.
- А вам
хватает на жизнь?
- Мне
родители помогают. В Мюнхене у меня есть также три любительских хора, с
которыми я работаю и которые мне платят 50 - 100 евро за репетицию. Зарабатываю
500-600 евро в месяц. Могу себе позволить кушать, посещать концерты, которые
мне нравятся, на какой-нибудь распродаже купить красивую кофточку… В Германии
до сих пор колоссальная любительская культура: люди платят профессионалам, и те
учат их заниматься музыкой. Это хоры, оркестры, есть даже любители, которые
пытаются быть дирижерами. Когда я поступила в колледж, тоже думала: что такого?
Встанешь перед хором, машешь палочкой. А чем дальше в лес, тем толще партизаны…
- В консерватории
зачли полтора года вашей учебы в красноярской академии?
- Да, и на
диплом педколледжа обратили внимание. Меня сразу зачли на третий курс
консерватории. Уровень образования в России все равно выше. В Германии вообще
интересно устроено образование. Первые три года начальной школы дети просто
маются дурью: танцуют, рисуют. Занятие должно доставлять удовольствие – это
главное. На детей нельзя давить, повышать голос, создавать стрессовых ситуаций.
Потом им делают стресс: по результатам распределяют в три разных школы:
гимназию, основную и реальную. Первая – для одаренных, вторая – для середнячков,
третья - для тех, кто никуда не годится. Выпускник реальной школы не имеет права на высшее образование. Может выбрать
училище, заниматься уборкой улиц, быть строителем, обслуживающим персоналом. В
вузы попадают из гимназий, а в гимназии - либо дети мудрых родителей, с
которыми дома занимались, либо очень богатых, которые оплачивали приватные
занятия с преподавателями. То есть сословия создаются с детства, причем искусственным
путем. Российское образование, где из каждого Вани пытаются сделать академика,
сильно отличается от немецкого… Когда я приехала, мне было слишком много
демократии. У нас как? Придешь в институт – все висит на доске: расписание
занятий, аудитория, преподаватель. Там – ничего. Получаешь тоненькую брошюрку,
где написано, какие предметы нужно сдать, чтоб получить диплом. Как ты будешь
сдавать, у кого учиться – твое дело. Не понравился преподаватель – можешь в
другом семестре к другому педагогу прийти. Нет никакого "должен". У них ребенок
все сам выбирает. Привели его на фортепьяно, поиграл – ой, сложно! Ладно,
попробуем танцы. На танцах – ах, сложно! Не получается - оставим занятия: у
ребенка стресс. А все сложно, если хорошо делать! Ребенка нужно очень мудро
направлять. В этом и есть успех российского образования. Если ты попал к
хорошему педагогу, имеешь хоть 10% способностей и много желания, то обязательно
будет результат. Не могу коротко сформулировать свою мысль. Плохой дирижер.
Знаете, кто такой плохой дирижер? Который много разговаривает (смеется).
- У вас есть
друзья среди русских студентов?
- Почти нет.
Все, кто приехал из России, настолько заняты организацией своей жизни… Визу нужно
продлять каждый год, а для этого - предъявить документ, что имеешь семь тысяч евро
на счету и можешь финансировать себя еще год. Или документ от работодателей,
что у тебя есть 521 евро в месяц дохода. Но все же, естественно, зарабатывают
по-черному. Потому что, зарабатывая больше 400 евро в месяц, ты отдаешь половину
налогов.
- Так вы не
платите налогов?
- Не плачу,
потому что не зарабатываю денег. Любительские хоры устраивают общую кассу и
платят, избегая государства. Есть один церковный хор, который оплачивает мою
работу через бюджет. Я зарабатываю каких-то 250 евро в месяц, а бумаг заполняю столько,
что невозможно представить! Очень бюрократичная страна.
"Немцы зашуганы войной, своим проигрышем"...
- К тому, что
я из России, я еще и еврейка наполовину, - признается Мария.
- В этом-то
плане вам, можно сказать, повезло: у немцев
комплекс вины перед евреями со времен Второй мировой.
- У дедушки в
Эссене мне приходилось слушать по радио репортажи о евреях. О том, как им плохо,
что они чувствуют страх, что антисемитизм в Германии до сих пор не изжит… Человек,
который это слушает каждый день, начинает думать: ну что вы заладили? И его естественная
реакция – появление антисемитизма, а не наоборот.
- Они что,
этого не понимают или делают намеренно?
- Не понимают?
Не уверена. Может, просто перегибают палку. Я говорила ребятам, что это
идиотизм - такие передачи делать. А они: "Ну что теперь - молчать об этом? Пусть
это забудется?" Конечно, люди должны знать историю. Но у немцев сейчас и так нет
гордости за свою страну. Они зашуганы войной, своим проигрышем. Это трагедия
для них, больная тема. И на это больное каждый день давят…
- Вы скрываете
национальность, чтоб не давить на мозоль?
- Нет. Все
зависит от того, как ты начинаешь общаться. Как мой папа говорит: "Надо всем
протянуть руку, а если кто-то не хочет ее пожать, - его дело. Ему же хуже".
- Вы зарабатываете
на любительских хорах. Много претендентов на ваше место?
- Да. Для
молодых это возможность попрактиковаться, не боясь того, что тебе скажут: "Иди,
девочка, играй в свою песочницу". В среде профессионалов ошибки непростительны.
Когда я окончу консерваторию, будет другая проблема. Профессиональные хоры - это
такой топ-класс! Зарабатывают, естественно, большие деньги, но и конкуренция
сумасшедшая. Причем всемирная. За пультами стоят такие люди, что возможность
пробиться равна нулю.
- Этот путь для
вас закрыт?
- Я бы не
хотела так думать. Целями надо задаваться самыми высокими.
- Но вам не
так много осталось учиться. А что дальше?
- Мой
профессор хочет взять меня в аспирантуру. От меня зависит - как я сдам на диплом.
Это еще два года. Думаю, настоящая жизнь начнется, когда я закончу образование.
Тогда и можно будет поговорить, что такое Германия. Потому что, пока я гость,
все это хорошенькие цветочки. На меня смотрят так: молоденькая, приехала
учиться, ля-ля-ля…
(2006 год.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий