Аферой века называют строительство Богучанской ГЭС кежмари. Не потому, что они против прогресса, электричества на экспорт или новых рабочих мест. Просто государственная программа по переселению жителей смахивает на грубую, циничную депортацию. Безграмотная политика правительства Красноярского края, делегирующего всю ответственность (строительство домов, распределение квартир, перевозка вещей, саночистка территории) госучреждению «Дирекция по подготовке и затоплению ложа водохранилища БоГЭС», отсутствие депутатского и прокурорского надзора привели к тому, что не менее 180 семей вынуждены встречать Новый год в опустошенных, полусожженных поселках – призраках. Причем каждая семья (в некоторых есть дети и старики) выживает как может.
ЖИЗНЬ КАК ЧУДО
В магазине п. Болутрино на прилавке лежат дамские чулки и кроссовок. (Дивный ассортимент в сорокаградусные морозы!) В п. Кежма продукты в магазинах есть – но только благодаря частным предпринимателям. Они получили рекомендацию районной власти «свернуть лавочку», но заверили односельчан: «Мы вас не бросим. Будем возить продукты до последнего жителя». Социальные объекты: школы, детсады, ДК, библиотеки – ликвидированы летом. В декабре свернули деятельность отделения Сбербанка (старики за пенсией должны ехать за 200 километров – в Кодинск). 1 декабря получили уведомление о сокращении почтовики. В Болтурино, где в декабре проживали не менее 25 семей, отделение связи закрыли. В Кежме, где мыкаются около ста семей, почта закроется в январе.
Поселковые администрации сокращены до трех единиц. Главы на днях переехали в теплые кабинеты в администрации Кежемского района. В селах остались их замы и бухгалтеры – выдавать справки. «Аптека очень скудная, и фармацевт редко бывает, - констатирует жительница Кежмы Вера Голод. – Я проживаю в своей квартире. На градуснике – пять градусов тепла притом, что калорифер работает непрерывно. С неделю лежала с высокой температурой – отказывали почки. Поднималась, когда понимала: либо встану, либо замерзну, - едва доползала до кухни, грела воду, в бутылки заливала и грелась».
Квартира Веры Ивановны – в одном из благоустроенных домов, которые отапливались от котельной. В октябре, по решению районной власти, котельную ликвидировали и разрушили – «не заметив», что в двухэтажках зазимовали несколько семей. Вере Голод предложили перебраться, пока не решится вопрос с квартирой, в освободившуюся избу с печью. «Суть в том, что я должна охранять свою собственность, - говорит она. – Если сожгут, мне не дадут квартиры».
А полыхают поселки-призраки непрерывно. Питьевую воду, например, в Болтурино не подвозят, и жители топят снег – черный от пожаров. Зачищают территорию в основном силами з/к, которые, как и их контролеры, разумом и сердечностью не страдают. Например, поджигают часть дома, откуда выехали жильцы, в то время как в другой половине живут люди. Сносят автобусную остановку, лишив пассажиров крыши над головой в лютый мороз. А с неделю назад в Болтурино на глазах старожилов подпалили памятник героям Великой Отечественной войны. Простенький, деревянный, он не имел цены. Хранил имена дедов, погибших на фронте; десятилетия слушал клятвы и, по сути, служил пилюлей от беспамятства. «Зачем было жечь так демонстративно, на глазах потомков?» – не понимает народ. При этом в Кежме осталось нетронутым кладбище. А это значит, что останки уйдут под воду, станут частью хранилища ГЭС, будут питать флору, фауну и человека…
Глядя на развернувшийся в Приангарье Армагеддон, жители отчетливо понимают: силы добра бой проиграли. И с этой мыслью им придется жить дальше…
СМЕРТЬ КАК ИЗБАВЛЕНИЕ?
В факел превратили и души кежмарей. Программа добровольного переселения, затянувшаяся до неприличия, обрекла каждую простую семью на мытарства. Депутаты ЗС края, принявшие в октябре 2007-го закон «Об условиях и порядке предоставления жилых помещений гражданам, подлежащим переселению из зоны затопления Богучанской ГЭС», ни разу не потребовали от правительства края отчета о его исполнении, за три года не задали коллегам – чиновникам ни одного неудобного вопроса! Неужто все идет гладко? Отнюдь. Лишь за 2010-й год в ЗС и правительство края, в районную и краевую прокуратуру, правительство и аппарат президента РФ были отправлены сотни жалоб переселенцев на нарушение их прав. «Отовсюду – отписки или уведомления – дескать, жалобу получили, - говорит Вера Голод, лично обошедшая кучу инстанций в столице. – Правда, прекратился явный террор населения со стороны дирекции. Если раньше нас ОМОНом пугали и заявляли – получите 70 тысяч рублей и пойдете на все четыре, то сейчас берут измором - уговаривают расселяться в города, которые люди изначально не выбирали. Нину Митрофановну, завбиблиотекой, мордовали – мордовали, наконец, дали квартиру. На днях ее встречаю – поздравляю, а она поднимает потухший взгляд: «У меня была душа – выжгли мне душу. Жить не хочется».
«Понимаете, у дочери грудной ребенок, аллергетик. Жили они до этого в Кодинске. Так их заставили переехать в Кежму – проживать фактически. Топим печи целый день. На полу - 0 градусов, вверху – 30. Ребенка третий раз в больницу увозят! – плачет пенсионерка Ирина Кастерова, полгода назад потерявшая мужа. – Летом я Навродского (директор ГУ «ДПВ БоГЭС» - «АиФ») Христом богом молила: помогите нам с детьми получить жилье! «Хорошо», - говорит. А в октябре в Кежму приехал: «Что вы хотите?».
Сначала Кастеровой с сыном – студентом кинули от щедрот однокомнатную квартиру. Затем приискали для них жилье посвободнее - в Шарыпово. «Я столько сил положила, чтоб детей выучить. Что им делать в городе, где нет работы?» - поражается коренная ангарчанка.
Не лучше обстоят дела у семей, добившихся достойного жилья. Они не могут переехать! «У нас в планах – до 20 января всех переселить. Квартиры половине жителей предоставлены. Правда, одним - в домах, не сданных в эксплуатацию, другие собрали вещи, но машин не хватает. Проблема в подрядчике», - сообщает ведущий специалист отдела ЖКХ администрации Кежемского района Вита Смирнова. «Ждал машину полторы недели, - свидетельствует Степан Олеш из Болтурино. – Потом попросил знакомого и перевез вещи за свой счет». А в это время из бюджета края выделяются миллионы рублей на переезд кежмарей!
Впрочем, чему удивляться, если управленцы не знают ни сроков переселения граждан (теперь говорят - «заблаговременно»), ни сколько людей зазимовали на дне будущего водохранилища? По данным Минэкономики и регразвития края, в конце декабря в зоне фактически проживало 145 семей. По данным районной администрации - не менее 180.
АиФ, декабрь 2011-го
Комментариев нет:
Отправить комментарий