09 июня 2011

Кежма. Мертвая зона

Статья «Кежма. Мертвая зона» («МК», № 33 с.г.) благотворно сказалась на работе краевых и районных служб, ответственных за переселение жителей из зоны затопления Богучанской ГЭС. Чиновники прозрели, оживились и стали лихорадочно мыслить, куда распихать до наступления зимы детей, стариков и прочее население полуразрушенных поселков, где нет котельных, школ, больниц. К поиску виновных в аховой ситуации резво подключилась «Единая» партия, членами которой многие подозреваемые состоят.

Уточним. В марте представители Дирекции по подготовке к затоплению ложа водохранилища БоГЭС объявили на сходах граждан в Паново, Кежме, Болтурино: «Огороды не сажайте, дрова не заготавливайте. К осени все получат квартиры. Будьдозеры сравняют поселки с землей». Большинство кежмарей оказались доверчивыми как дети. И только малая часть семей, усвоившая исторический опыт (Богучанская ГЭС строится больше 30 лет), вырастила нехитрый овощ и уложила поленницы.
В апреле, распоряжением и.о. главы администрации Кежемского района, согласованным, как уверяют местные чиновники, с региональной властью, социальные учреждения в нескольких поселках были ликвидированы. (Какая экономия бюджетных средств!) При этом дирекции и, полагаем, Министерству экономики и регионального развития края, которому дирекция подчиняется, было известно то, что знают сельские власти: строительство одного дома для переселенцев в Кодинске отстает от графика, второго - полгода не ведется («финансирования не было, бригада развалилась»). В Сосновоборске дома сданы, но свободных квартир для кежмарей нет. Не будь око государево столь близоруко, давно бы узрело, кто отоварился чужим жильем. По нашим сведениям, летом уволен (по собственному желанию) целый отдел дирекции, как раз занимавшийся вопросами переселения. Некоторые сотрудники, по слухам, ушли с охапкой квартир. Обоснованны ли слухи - сложно сказать. Пока об уголовных делах что-то не слышно.
Теперь, когда федеральные средства на переселение почти исчерпаны, а в зоне застряли сотни семей, в дирекции массово теряются документы переселенцев, из реестра вычеркиваются дети-сироты, в него не включаются старики, родившиеся на Ангаре, работавшие в каких-нибудь «-хозах», прописанные в лесу (есть и такие!). «Срамота!» - как-то выразился знакомый серб дед Бранко о родных политиках. Он не видел наших…

***
Однако вернемся к началу - активизации краевых и районных чиновников после выхода статьи. На примере одной семьи из Болтурино (в ней трое детей, в том числе одна школьница) проиллюстрируем деятельность антикризисных менеджеров.
«Вообще, нам полагается четырехкомнатная квартира. Но в июне, когда закрыли школу, жена поехала в дирекцию, на прием к руководителю Навродскому, предложила: «Ради ребенка согласны на однокомнатную в Сосновоборске и двухкомнатную в Ачинске», - рассказал глава семьи Степан Олеш. - Навродский ответил: «Не мешайте работать». В начале августа в поселок приехала начальник районного управления образования Журавлева. Стала настаивать, чтобы мы отдали Наташу в кодинский интернат, пока не получим квартиру в городе. Мы категорически отказались: дочь переболела менингитом, состоит на учете, кто там за ее здоровьем будет следить? Журавлева пригрозила: «Приедем с конвоем и заберем в приют!».
«Это правда?» - изумленно спросили мы и.о. замглавы района Нину Журавлеву. «Это вам кто сказал? - ответила та. - Разговор был нормальный, доброжелательный. Они выжимают квартиру в Сосновоборске - им предлагают другую. Ситуация меняется каждый день. Сегодня нет жилья, а завтра, возможно, будет. Еще 12 августа. Вот будет 30-е, будем и разговаривать». Нина Михайловна, по ее собственному признанию, занята сейчас более срочным делом: готовит отписки налево-направо, в том числе и в «ЕР», - дескать, школы ликвидированы по закону.

МК,август 2010 года

Пояснение
Тема расчистки территории Кежемского района под ложе водохранилища будущей БоГЭС захватила меня три года назад, в период работы в «МК-Красноярске». Позже я продолжила следить за событиями, сотрудничая с «АиФ на Енисее». Сейчас, когда от кежемских деревень остались лишь головешки, а кежмари по велению власти рассортированы по скворечникам городов и весей Красноярского края и Хакасии, я понимаю: старые публикации – это история. Я не хочу, чтобы их выкинули, как выбрасывают старые газеты. Что касается героев публикаций - простых, сердечных людей, то они до сих пор живут в моем сердце. Так же, впрочем, как и само Приангарье, красотой которого я была буквально пленена.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...