19 января 2012

Данилов, письма. Январь 2012


С ноября 2011-го Валентин Данилов находится в ИК-17 (поселок-призрак Индустриальный Красноярска). За последнее время он сменил несколько мест заключения: ИК-16 (Громадск), тюремная больница (Красноярск), наконец - зона несуществующего поселка. Связаны эти внезапные перемещения, по мнению адвоката Елены Евменовой, близких ученого и его бывших "друзей по несчастью", уже освободившихся, с четкой установкой "тройки" (правоохранительная, судебная, пеницитарная системы) не выпускать Данилова досрочно на свободу.
Едва стало известно, что физик претендует на смягчение участи (для чего имеет все основания по закону, отбыв 2/3 срока наказания), его перекинули в другую колонию и в первый же день впаяли наказание за якобы нарушение режима (опоздал выполнить команду "отбой" на две минуты). Это дало формальное основание судье Фадееву (Советский суд Красноярска) отказать знаменитому з/к в смягчении участи - переводе в колонию-поселение с более свободным режимом. Логика простая: если бы нашлись основания для смягчения участи, то автоматически - и для УДО.

ИК-17, где сейчас пребывает Данилов, имеет плохую репутацию. (Невероятно, но факт: внутри одной сучьей, простите, пеницитарной системы есть колонии, где права человека в целом соблюдаются, к примеру, з/к не бьют; порядки зависят, говорят, от "головы", т.е. начальника ИК.)
"В ИК-17 есть масса мест типа ШИЗО, куда человека могут спрятать, и ни одна наблюдательная комиссия его не найдет, - свидетельствует бывший з/к. - Здесь нормальное явление, когда письма до осужденного не доходят". Вскоре нашлось подтверждение этим словам.
Понимая, какую жесткую моральную травму получил Валентин Данилов отказом суда, я стала посылать ему письма, хотя бы короткие, еженедельно. Чтобы поддержать. До последнего времени они оставались без ответа. Проследив путь (на сайте Почты России) одной заказной корреспонденции, я с изумлением увидела итог ее тернистого пути: "Адресат временно отсутствует". В пресс-службе ГУФСИН по краю на недоуменный вопрос, где же сейчас "присутствует" ученый, слегка удивились: "В ИК-17". Позже сообщили, что одно письмо от меня, действительно, ему пока не передали: ну, понимаете, праздники, то - се... Надеюсь, не зачитают до дыр и не выбросят, как ветошь.
У меня есть основания подозревать, что Валентину особенно некомфортно в этой колонии. Мстительность и подлость - принципы, на которых строится вся система взаимоотношений в российской пеницитарной системе, в иных ее единицах возведена до адского максимума. Как мне рассказали, Валентин Данилов и начальник ИК-17 - давние знакомые:
- Нынешний гражданин начальник ИК был начальником службы безопасности СИЗО-1 Красноярска, когда Данилова только арестовали. Во время обыска в камере произошла история. Когда проводится обыск, места арестанты освобождают, причем все садятся на корточки. Данилов скрючиться на полу отказался: "Покажите мне закон, где написано, что я должен принять какую-то замысловатую позу". На него начали наезжать, а он ответил: "Почему вы со мной так разговариваете? Я еще не осужденный. Возможна ситуация, когда я выйду и стану председателем правозащитной комиссии". Его действительно первый раз оправдали (большинством голосов присяжные заседатели решили "не виновен"; впоследствии их решение было отменено ВС - по жалобе краевой прокуратуры). Тут как раз какая-то европейская общественная организация направила в СИЗО свою комиссию. И Данилов, действительно, выступал уже в другой роли, высказав свои замечания и соображения о системе.

***
Наконец, сегодня я получила вести от физика, до которого дошло-таки как минимум одно мое письмо. Цитирую часть.
"Я устал от неконструктивности подхода правозащитников к юридическим вопросам. Законы у нас, уж поверьте мне, не так уж и плохи. Вопрос только в одном - судебная власть не независима и не руководствуется совестью при вынесении своих решений. Я много раз об этом писал, а что толку? Говорят и говорят одно и то же: "Законы надо менять". Да не законы, а добиваться, чтобы судьи заботились о своей чести и достоинстве, а значит, судили по совести и по закону. Как можно требовать амнистии - этого акта милосердия, чтобы исправить ошибки судебной системы?! Это абсолютный нонсенс. Амнистия не восстанавливает общественное доверие к правоохранительным органам и судам, т.к. ее объявляет представительная власть (ФС), а не судебная и исполнительная. Страна должна знать всех своих данилкиных, афанасьевых, кудрявцевых с егоровыми, а интернет увековечит это знание.
Если судья признает существенным и опирается на то, что непризнание вины делает невозможным УДО или смягчение наказания - это проблема его совести, а не закона.
Гласность и публичность - и еще раз гласность и публичность - только так можно сделать судебную власть в России справедливой и ответственной".

1 комментарий:

  1. Здравствуйте, Маргарита!
    По своему опыту, если посылаете письмо заказным, то его получение можно отследить на сайте почты, там пишут "вручено адресату и дата", это значит, что письмо получено цензором колонии, почтовое отделение в день поступления письма обязано внести его в общепочтовую базу и внести в базу информацию о дальнейшем судьбе письма. Если оно ещё не доставлено адресату, то пишут такую нелепую формулировку "адресат временно отсутствует". Действительно из ИК-17 на почту за заказной корреспонденцией приходят раз примерно в 10 дней, был период перед НГ, приходили раз в 20 дней. Письма ДВВ получает, но ответы не пишет или пишет существенно реже, чем из других колоний, по причине отсутствия информации (письмо -это разговор) а как написал ДВВ "читать не удаётся", то есть все сиюминутные новости проходят мимо и книги проходят мимо. Я предполагаю, что по распорядку дня в ИК (в любой, а не только ИК-17)личного времени очень мало, а только в личное время з/к может читать, писать письма, играть в шахматы. Поэтому Вы хорошо делаете, что посылаете в письмах ДВВ новости часто.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...